воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Не вся милиция такая



Статья о том, как милиция Туркмении объявила беспощадную борьбу организованной преступности, появилась в начале 1988 года. Это было, действительно, не самое светлое время для нашего брата-милиционера. Что ни день, газеты й журналы — наперебой — выдавали все новые порции горькой правды об оборотной стороне жизни определенной части доблестных солдат правопорядка. Прорвавшаяся сквозь неприступную доселе плотину молчания гласность бурлила, торопилась выплеснуть из застойного болота ту гниль, что накопилась за годы "благополучия". Уже кое-кто всерьез приуныл — неужели вся милиция такая.

Публикация "Правды" была как долгожданный дождь в засуху. Нет, не вся милиция такая. И в самое рутинное время были в ее рядах, честно делали свое дело те, кто не продавался и не покушался. Каково им пришлось, мы тоже узнали лишь с приходом гласности. Но именно они, битые и непобежденные щелоковщиной, составили костяк истинной милиции, когда настало время новое. Именно их направили туда, где труднее всего, где застойная система нанесла наиболее ощутимый урон.

Так полковник милиции Удалов оказался в Туркмении.

пятница, 1 ноября 2013 г.

Конец банды



В дверь негромко постучали, и тут же в кабинет вошел старик в поношенной национальной одежде. Через минуту Удалов терпеливо разъяснял яшули, что дело его сына находится в прокуратуре, что милиция никакого отношения к этому не имеет.

Посетитель согласно кивал головой, но уходить не торопился:
— Я про вас от народа слышал. Потому и пришел сюда.

Да, за два года, что возглавляет Александр Федорович в Чарджоу областное управление внутренних дел, люди его узнали. Одни произносят это имя с уважением, другие — с опаской, а кое-кто с нескрываемой ненавистью. Вот им-то с приездом Удалова явно не повезло. Кончилась вольная жизнь. Шутки плохи, если этот Уделов в Ашхабаде самого Вовчика-Сыру одолел. Сорок шесть человек враз за решеткой оказались.

Конец банды Ильяса Саркиева, по кличке "Вовчик-Сыра", — пожалуй, вторая после Сочи крупная победа Удалова. В то время он возглавлял уголовный розыск Туркмении. Разумеется, не в одиночку работал. Следственно-оперативную группу, куда вошли самые отчаянные, самые толковые и преданные делу сотрудники, возглавлял лично первый заместитель министра Кияс Реджепович Тачмамедов. Вместе разрабатывали операции, вместе расставляли людей.

вторник, 1 октября 2013 г.

Решение проблемы есть!



Значит, нам остается только разводить руками? Решение проблемы есть. Для каждого из моих коллег оно давно известно. Убытки, причиненные угонщиками, владельцам возмещает Госстрах. Есть специальная статья расходов, которая призвана поощрять поиск украденных автомотосредств. Куда идут средства этой статьи, — рядовому сотруднику ГАИ, как правило, не известно.

Руководители подразделений направляют их на нужные цели по своему усмотрению. А ведь можно эти деньги использовать по прямому назначению. И по весьма упрощенной схеме: "выловил" или нашел угнанный автомобиль - напиши рапорт. Проверили - подтвердилось, шагай в бухгалтерию. По-моему, эта простая мера — ключ ко многим сегодняшним проблемам в поиске угнанных автомашин. Прямыми поощрениями (не зависящими от мнения непосредственного начальника) можно заинтересовать инспектора в усердной работе не только на его участке трассы, но и в добросовестной отработке близлежащей территории. Во время ведения активного поиска он уже не станет равнодушно "отбивать свой номер". А если эта мера будет равно касаться участковых инспекторов и постовых милиционеров — угнанных и бесхозных машин на улицах практически не останется.

Значит, меньше станет и разукомплектование автотранспорта. Я уверен, что если широко огласить это новшество, — в поиск пропавших машин сможет включиться любой житель города. Облегчится работа сотрудников уголовного розыска, ведущего расследование обстоятельств угона, Можно пойти дальше: регулярно снабжать информацией об угонах автотранспорта сотрудников городских и загородных АЗС, таксистов, работников других городских служб, имеющих радиофицированный транспорт, и при этом каждому передавшему в ГАИ сообщение об обнаружении пропавшей машины гарантировать соответствующее вознаграждение. На пути угонщиков встанут сотни людей. Именно тогда, — горячо верю, — пойдет на убыль этот вид преступлений.

вторник, 3 сентября 2013 г.

Уголовная статистики



Открытие уголовной статистики обрушилось на нас устрашающим, но зачастую малопонятным потоком цифр. Половодье их создало у значительной части общества впечатление что теперь о преступности мы знает все. Ее рост практически по всем видам легко и просто был объяснен тяжелой наследственностью времен застоя. Трудно сказать сколько времени еще будет списывать просчеты и недоработки правоохранительной системы на тот недоброй памяти период. О чем шла речь? Не хватает специалистов-профессионалов, нет спецтехники для оснащения милиции, крайне низка заработная плата сотрудников ведущих служб, не выделяется жилье милиционерам, лимит бензина скуден до голода, автотранспорт старый, изношенный, больше стоит, чем ездит.

Почта за последние полгода: "Решил уволится из органов, так как прокормить и одеть семью на получаемую зарплату не в состоянии, а взятки брать - совесть не позволяет". "Пытались преследовать угонщиков на дежурной машине, упустили, кончился бензин". "За последние 5 лет наш райотдел не получил ни одной квартиры". "Включил рацию, а в ней только шорох". «Даже в праздники не могу побыть с семьей, не хватает времени".

Да, все так. И столько об этом написано, что невольно возникает уверенность: Дайте милиции все, что она просит, и борьба с преступностью тут же пойдет на лад. Если бы все было так просто, можно было бы искренне радоваться. Но так ли это?

четверг, 1 августа 2013 г.

Рост преступности



Не секрет, что административно-командные методы существовали и в борьбе с преступностью. Иначе и быть не могло. Если в экономике навязывался "показатель роста", в системе борьбы с преступностью это был показатель "ограничения роста", а еще лучше — "снижения". Результат же всюду одинаков: манипулирование статистикой, дутые цифры, корректировки, подгонки, а в итоге — картина, весьма и весьма отдаленно отражающая реальную ситуацию.

Дополнительным стимулом в таких маневрах был и пресловутый "процент раскрываемости", который диктовал работнику милиции необходимость регистрировать преимущественно те преступления, который можно раскрывать, и уклоняться от регистрации таких, которые раскрыть трудно. Конечно, не зарегистрировать убийство или ограбление инкассатора невозможно. Но вот сорванную с пьяного меховую шапку — запросто (сам упал, и она свалилась), или карманную кражу (вы, наверное, кошелек потеряли), или хулиганскую выходку подростка-акселерата (что вы, он же ребенок, простите его, детская шалость).

Хитроумных приемов существовало множество, и, поверьте, не от хорошей жизни работники милиции достигали в этом виртуозной техники. Любой работник службы БХСС знает, что существующая система отчетности позволяет легко просчитать, сколько и каких преступлений надо вскрыть в текущем году, чтобы итоговая цифра демонстрировала "рост активности", но ни в коем случае не "рост масштабов и тяжести" преступности.

понедельник, 1 июля 2013 г.

Оптимальная формула сотрудничества - бред



Майор Тарасов подробно рассказывает о себе. После армии — уголовный розыск, заочный юридический институт, любимая работа с полной отдачей сил. В 29 лет избрание депутатом городского Совета народных депутатов и почти одновременно — назначение на должность начальника отделения уголовного розыска районного отдела внутренних дел.

Тут-то я и дал маху. Стал высказывать свое мнение, что-то предлагать, спорить, иногда не соглашаться с начальником... Строптивца быстро поставили на место — понизили в должности. Он и там не счел нужным прикусить язык. Его задвинули еще дальше. Честное слово, не жалко потерянного места. Обидно! Ты — начальник, я — дурак. Не высовывайся! Неужели эти принципы неистребимы?

Вот она, та самая коллизия. Взаимоотношения начальника с подчиненным. Где проходит грань между требовательностью и самодурством, доброжелательностью и панибратством, настойчивостью и упрямством? Есть ли оптимальная формула сотрудничества верхов с низами в условиях единоначалия, применимого в милиции?

суббота, 1 июня 2013 г.

Разделяй и властвуй



Один из практических вариантов с горечью называет в своем письме Тарасов. Можно, конечно, не соглашаться, приводить примеры, опровергающие этот обидный тезис. Обратимся, однако, вновь к результатам социологического исследования (напомним, что проводилось оно, в одиннадцати регионах страны ): По мнению всех опрошенных, в последние годы у сотрудников органов внутренних дел сложились неблагоприятные условия для творческой инициативной службы... Как молодые сотрудники, так и более опытные не застрахованы от предвзятого отношения и оскорблений со стороны своих непосредственных начальников, которые подчас не считаются с их мнением, оказывают давление на их самолюбие, а также не способствуют самостоятельности при принятии решений в конкретной деятельности...

Не случайно, почти у каждого третьего из опрошенных не сложились отношения с непосредственным начальником. Выходит, не так далек от истины Николай Матвеевич Тарасов?

Старая, затяжная и, судя по статистике, очень опасная по своим масштабам болезнь. Уж больно удобным оказался для многих местных князьков по своему понимаемый принцип единоначалия. Разделяй и властвуй Способы? Все хороши!

пятница, 3 мая 2013 г.

Вожди обязаны думать



Есть и другой, увы, не менее вредный тип отношений. Сложившаяся годами авторитарная установка «верху благополучно срабатывала в определенной части низов, порождая массу безропотных, всегда готовых прищелкнуть каблуками работников. Как же дорого мы сегодня платим за все эти варианты. Чего стоит сотрудник, который шагу не ступит без команды? Который привык — приучили! — жить по закону: нам с тобою думать нечего, если думают вожди? Другим же, думающим, перестройка помогла обрести уверенность, самоуважение, вдохнула жажду творчества, прибавила энергии.

Как раз эдаких-то те самые начальники терпеть не могут! Вот откуда началось непоправимое. Не видя поддержки, условий для творческого роста, не находя применения своей инициативе, стали подавать рапорты на увольнение самые опытные, самые знающие. Те, которые действительно везли... Давайте посмотрим друг другу в глаза. Это ведь от нас с вами уходят люди, не желающие - больше мириться с чинопочитанием, люди, которым надоело терпеть бестолковщину и солдафонство, непонимание, а то и неприкрытую грубость. Когда не на словах отрешимся от рабской психологии? Когда не на словах, на деле воспитаем в себе чувство хозяина? Когда наведем пoрядок в собственном доме?

вторник, 2 апреля 2013 г.

Личность руководителя



К милиции повернулись лицом. Но вряд ли когда еще была столь актуальной пословица: под лежачий камень вода не течет. И вот ведь какая штука. Из Каширского райотдела не бегут. Наоборот — просятся. Желающие есть, говорит Петр Васильевич Нелезин, — да не все подходят.

Стало быть, даже теперь конкурсный отбор кадров не такой уж миф. Под руководством энергичного и неравнодушного Нелезина расшевелили общественность, ввели в практику сельские сходы, наладили сотрудничество с местной газетой и радио — работать стало интереснее. И с "отцами" района нашелся общиий язык; начали сотрудники милиции получать квартиры, исчезла пресловутая очередь на места в детский сад для ребятишек...

Вот вам и вся разгадка! От добре добра не ищут. Личность руководителя. Сотни научных трудов и тысячи публицистических статей давным-давно подробнейшим образом расписали, каким должен и каким не должен быть человек, которому доверено стоять во главе коллектива. Не станем повторять известное.

пятница, 1 февраля 2013 г.

Бюрократия процветает


С интересом прочел в "Известиях" статью генерал-майора внутренней службы О. Галустьяна "Профессионалы и аппаратчики", — пишет Ю. КОВАЛЕВ из Иркутской области. — Все правильно, компетентность для руководителя — дело наипервейшее.

Но что хочу сказать. Были у нас и такие "профессионалы", о которых еще много лет будем вспоминать с зубовным скрежетом, а то и со слезами на глазах. По-моему, истинный профессионализм это не просто диплом юриста в кармане. Знания да навыки — без человеческих качеств — сами по себе ничто. Прислали, например, к нам в отделение двух выпускников милицейских школ. Мы-то, работники с многолетним стажем, ждали от них "вежей струи" в работе. А они оказались обыкновенными бюрократами и лодырями — на радость правонарушителям.

Что предлагаю? Внимательно приглядеться к бывшим опальным работникам милиции: многие из них не восстановлены, а могли бы принести сейчас огромную пользу, увольняли-то частенько как раз самых знающих и честных. Тех же, кто дрожит перед начальством, и вместе с ними демагогов, которые своим словоблудием деморализуют милицию, гнать из МВД немедленно.